Огромное количество умов науки занимаются поисками источников дешёвой энергии. Причём немалая их часть обратила внимание на воду, как источник водорода – самого мощного по энергетическому потенциалу газа. Разрабатывается огромное количество вариантов получения водорода из воды. Приоритетным направлением последних двух десятилетий являлся электролиз. Но в последние годы не теряет своих позиций, а даже наоборот начинает вытеснять метод электролиза другой метод получения водородсодержащего газа – термический.
Этот принцип получения из воды водородсодержащего газа заключается в получении последнего путём нагрева водяного пара до температуры 500 градусов цельсия и выше. При этом, при непосредственном контакте с катализатором происходит превращение воды в водородсодержащий газ, который возможно использовать для различных нужд, как в теплоэнергетике, так и на транспорте. Особенностью этого способа получения водорода заключается в том, что он требует больших затрат энергии в виде тепла. Термический способ получения водорода является даже более энергоёмким, чем электролиз. Но эту, казалось бы сложно решаемую задачу уже решили оригинальным методом – нагрев паров воды производится самим горящим водородным пламенем полученным в результате нагрева – цикл замкнули.
Автором этого способа является Ставропольский «Кулибин» — Аракелян Гамлет Гургенович. Взяв за основу принцип работы обыкновенной паяльной лампы, и усовершенствовав его, этот гениальный человек собрал передвижную турбогенераторную установку, которую с успехом используют на его предприятии — ЗАО Производственно-строительной фирме «Грантстрой», которая в свою очередь и является патентообладателем. Указанная турбогенераторная установка применяется в строительстве, для сушки бетонных оснований кровли.
Рассмотрим конструкцию и принцип работы турбогенераторной установки. На рисунках 1 и 2 изображен общий вид установки сбоку и вид сверху, на рисунке 3 — схема горелочной системы водородной турбогенераторной установки, на рисунке 4 — разрез топливного бака.
Турбогенераторная установка состоит из следующих основных элементов: общая рама (1); бак для топливной смеси (2) с мешалкой (3) и приводом с электродвигателем (4); турбинная горелочная система (5) с регулировочным устройством (13); I-я ступень турбогенератора (6); II-я ступень турбогенератора (7); III-я ступень турбогенератора (8); индукционный нагреватель I-й ступени (9); газопровод I-й ступени (10); газопровод II-й ступени (11); газопровод III-й ступени (12); крышка бака (14); двухкомпонентная горючая смесь (15); клапанное устройство (16); импульсный источник зажигания (17); игольчатое запорное устройство (18).
Двухкомпонентная горючая смесь состоит из более 70% воды (Н2О) и 30% углеводородной среды из ряда СnН2n+2 — дизельного топлива, или другого нефтепродукта.
Получение водородсодержащего газа и его сжигание в турбогенераторной установке осуществляется следующим способом:
Установка помещается на исходное положение в рабочей зоне. При помощи канистры в герметичный расходный бак заправляют исходные компоненты — вода (Н2О) в объеме 70% и дизельное топливо — 30%. После чего крышка бака (14) герметично закрывается. Включается привод (4), и при помощи мешалки (3) перемешивается двухкомпонентный состав воды и дизельного топлива до получения однородного состава горючей смеси (15). Через специальное клапанное устройство (16) в расходном баке (2) создается избыточное давление 0,05 МПа. Готовая двухкомпонентная горючая смесь (15) частично нагнетается под давлением через специальное клапанное устройство в I-ю ступень турбогенератора (6). При помощи индукционного нагревателя I-й ступени (9) обеспечивается подогрев горючей смеси в полостях турбогенератора I-й ступени (6) до температуры 500°С. Преобразованная в газообразное состояние двухкомпонентная горючая смесь поступает через газопровод I-й ступени (10) в турбинную горелочную систему (5) и от импульсного источника зажигания (17) обеспечивает запуск I-й ступени, и тем самым обеспечивает устойчивое горение водородсодержащего газа и выход в атмосферу углекислого газа СО2. После запуска I-й ступени (6) и достижения устойчивой работы горения водородсодержащего газа, обеспечивающей температуру газообразования в I-й ступени до 500°С, одновременно отрывается клапанное устройство для подачи газа I-й ступени (6) во II-ю ступень (7), где газ продолжает нагреваться до 1000°С, и в III-ю ступень (8), где окончательно подогревается до температуры 1300°С, что обеспечивает получение чистого водородсодержащего газа высокой температуры. Полученный водородсодержащий газ под давлением 0,05 МПа через газопровод III-й ступени поступает в турбинную горелочную систему (5). После запуска II и III-й ступени отключается клапанное устройство (16) и обеспечивается стабильная работа турбогенераторной установки в рабочем режиме как самостоятельной огневой установки в режиме теплогенератора, что представляет высокотемпературный источник горения до 1300°С.
Окончательная стабилизация в преобразовании смеси Н2О+СnН2n+2 в водородсодержащий газ и углекислый газ СО2 происходит за 3-5 мин после запуска I ступени турбогенераторной установки и обеспечивает работу высокотемпературного горения до полного расхода смеси в расходном баке под давлением 0,05 Мпа, или при необходимости экстренной остановки через специальное клапанное устройство на баке.
Изобретение Аракеляна позволяет снизить потребление энергии за счет исключения использования тепло- и электроэнергии, а также катализаторов, поскольку установка сама себя поддерживает на определённой температуре, а в качестве катализатора выступает само углеводородное соединение СnН2n+2.
Подобные разработки с использованием воды в виде пара проводятся не впервые, существует много теоретических патентов, но на практике не реализованных как действующая установка. Турбогенераторная установка Аракеляна, в отличие от них замечательна тем, что она реально реализована на практике и с успехом используется. Для желающих скачать видеоролик работы турбогенераторной установки Аракеляна даю ссылку: http:Турбогенератор Аракеляна.
Конечно в том виде, каком исполнена турбогенераторная установка Аракеляна, она не может быть реализована на транспорте, в качестве «движущей силы», но её можно доработать, изменив отдельные узлы и принципы их работы, но останется главный принцип – использование высоких температур для создания горючего газа при высокой экономии углеводородного топлива. На транспорте наиболее предпочтительнее использовать высокие температуры выхлопных газов, как это реализовано в Реакторе Пантоне, или Geet-реакторе, которому посвящена другая статья.